Куприянова Елена Дмитриевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кружка «Юный эколог»

Согласовано
на педагогическом совете

Протокол педсовета № ___
от «___» ___________ 201__ г.

  Утверждаю: 
Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 23»
____________Т.В.Устинова Приказ № ___
«___» ___________ 201__ г.

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кружка «Юный эколог»

естественнонаучной направленности

группы №2 «Звёздочка» (6-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Куприянова Е.Д.

 

 

 

г.Королёв

2019-2020 гг.

 

Содержание

I. Целевой раздел 

1.1. Пояснительная записка

1.2. Методические принципы работы с дошкольниками

1.3. Методы проведения мониторинга усвоения материала детьми.

 1.4. Ожидаемые результаты

II. Содержательный раздел 

2.1. Программное содержание

2.2. Учебно-тематический план

III. Организационный раздел

3.1. Продолжительность и этапы реализации программы

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

IV. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является естественнонаучной направленности; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации- одногодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов детских садов.

Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

· принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

· формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии)

· средствах обучения (дидактический материал: презентации «Времена года», «Природа родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиодиски «Голоса птиц»).

Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Задачи программы:

Обучающие:

· Способствовать систематизации  и углублению  знания о растениях, животных, природных явлениях.

· Сформирование  знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).

· Способствовать сформированию привычки рационального использования природных ресурсов.

· Сформирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Развивающие:

· Развитие  эмоционально-доброжелательного  отношения в процессе общения с живыми объектами.

· Развитие  умений правильного взаимодействия  с природой.

· Способствовать развитию познавательного  интереса детей к природе, желания активно изучать природный мир.

Воспитывающие:

· Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

· Воспитывать ответственность за свои поступки;

· Способствовать воспитанию гуманного отношения  к людям и к своему здоровью.

· Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, города.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  

 Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:

1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;

2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;

3-й – участок детского сада;

4-й – территория, примыкающая к детскому саду.

 

1.2. Методические принципы работы с дошкольниками

Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:

· Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

· Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

· Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

· Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.

· Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

· Системность. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

1.3. Методы проведения мониторинга усвоения материала детьми.

·  Словесные: Беседы, рассказывание.

· Наблюдения

· Рассматривание  иллюстраций, альбомов;

. Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Экспериментирование ;

· Исследования;

· Классификация.

 

 

1.4. Ожидаемые результаты

К семи годам ребёнок:

· Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды.  Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.

· Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.

· Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.

· Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями.

· Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.

 

II. Содержательный  раздел

2.1. Содержание программы

Месяц

п/п

Тема

Содержание

Сентябрь

 1

Планета Земля в опасности

Дать детям представление  о нашей планете Земля.

 2

Начинаем читать книгу «Экология в картинках»

Дать представление детям о содержании книги. Учить

слушать чтение познавательной книги.

Провести цикл наблюдений за сезонными явлениями природы

3

Ранняя осень

Способствовать расширению знаний детей понятия осень как времени года, примет осени.

4

Работа с календарём  природы

Дать детям знания по работе с календарём природы

Октябрь

 5

«Дождь»

Беседа о дожде как о природном явлении.

Загадывание загадок о дожде, зонте.

 6

«Как увидеть воздух»

Беседа о роли воздуха для человека, растений, животных; экспериментирование с воздухом.

7

«Здравствуй ,ветер»

Беседа о ветре как о природном явлении, причинах его возникновения.

Экспериментирование с ветром.

8

Работа в уголке природы и в дневниках наблюдений

Обобщить и систематизировать знания детей за прошедший месяц, зафиксировать  результаты наблюдения.

Ноябрь

 9

Перелётные птицы

Расширение представлений о перелётных птицах.

 

 10

Жизнь зверей осенью

Способствовать расширению представлений о жизни  диких зверей в осенний период.

11

Целевая прогулка по территории детского сада

Провести прогулку, обращая внимание детей на деревья, кустарники, на воздух. Солнце, небо.

12

Работа в уголке природы и в дневниках.

Зафиксировать наблюдения в дневниках и в уголке природы.

Декабрь

 13

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».

Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

Беседа «Почему птиц стало меньше»

Наблюдения детей за изменениями в природе.

 

 14

«Зимующие птицы »

Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними.

15

Животные зимой

Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время.

16

«Волк и лиса — лесные хищники»

Уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

Январь

 17

«Лес и его значение в жизни человека»

Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».

18

Что где растет, кто где живет?

Беседа о обитателях почвенной, наземной, водной и воздушной среды.

19

« Наблюдение за деревьями и погодой на участке»

Провести наблюдение на участке , обобщить  природные изменения.

20

Работа в уголке природы и в дневниках наблюдений.

Зафиксировать наблюдения в уголке природы и в дневниках наблюдений.

Февраль

21

«Вода в природе»

Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении.

22

« Вода в жизни человека»

 Способствовать расширению знаний детей о воде в жизни человека . Экспериментирование с водой.

23

Посадка лука.

Посадить лук. Уточнить представления детей о том, что из луковицы можно вырастить зелёный лук.

24

Наблюдения за луком.

Зарисовка регулярных наблюдений  в дневниках наблюдений.

Март

25

«Весенний уход за комнатными растениями»

Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.

26

Взаимодействие человека с природой

Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу.

27

  «Цепочки в лесу»

Формирование у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

28

Работа в календаре природы и в дневниках наблюдений.

Обобщить наблюдения и зафиксировать.

Апрель

29

«Солнце и облака»

Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень».

Беседа о облаках. Отгадывание загадок об облаках.

30

Космос. Вселенная, звёзды.

Беседа о космосе, о планетах, о звёздах, созвездиях.

31

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

Беседа о росте и развитии растений, животных и их связи со средой обитания.

Беседа о млекопитающих, их росте и развитии.

32 

Знатоки природы

Обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

 

2.2. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего часов

1

Планета в опасности

1

1

2

 Начинаем читать книгу «Экология в картинках»

1

1

3

Ранняя осень

1

1

4

Работа с календарём природы

1

1

5

Дождь

1

1

   6

Как увидеть воздух

1

1

7

Здравствуй, ветер.

1

1

8

Работа в уголке природы и в дневниках  наблюдений.

1

1

   9

 Перелётные птицы

1

1

  10

Жизнь зверей осенью

1

1

11

Целевая прогулка по территории детского сада.

1

1

12

Работа в уголке природы и в дневниках наблюдений.

1

1

13

Здравствуй, зимушка – зима.

1

1

14

Зимующие птицы.

1

1

15

Животные зимой.

1

1

16

Волк и лиса – лесные хищники. 

1

1

17

Лес и его значение в жизни человека.

1

1

18

 Что где растет, кто где живет?

1

1

19

Наблюдение за деревьями и погодой на участке.

20

Работа в уголке природы и на участке

1

1

21

Вода в природе

1

22

Вода в жизни человека

1

1

23

Посадка лука

1

1

24

Наблюдение за луком

1

1

25

Весенний уход за комнатными растениями.

1

1

26

Взаимодействие человека с природой

1

1

27

Цепочки в лесу

1

1

28

Работа в уголке природы и в дневниках наблюдений

1

1

29

Солнце и  облака

1

1

30

Космос, вселенная, звёзды

1

1

31

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

1

1

32

Знатоки природы

1

1

Итого

16

16

32

 

 

 

 

 

 

III. Организационный раздел

3.1. Продолжительность и этапы реализации программы

Возраст участников программы:

В реализации программы участвуют дети подготовительной к школе группы в возрасте 6 – 7 лет. Как известно, в дошкольном возрасте занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования. В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования. Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, на территории дошкольного учреждения. Такие наблюдения основаны на сенсорном восприятии объектов окружающей среды. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому у нас предусмотрены экскурсии.

У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

Срок реализации

Количество занятий в месяц

Продолжительность занятий

Время проведения

1 год.

4 занятия

 30 мин

Вторая половина дня

Формы занятий: основные – комплексные, подгрупповые; экологические экскурсии на участке, в парке; постановка и проведение опытов.

Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.

Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».

Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

1. Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории детского сада: огород, аптечный уголок, альпийская горка, клумбы, пасека Вини Пуха.

2. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

3. Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами: «Уголок природы», календарь природы, уголок цветов, уголок экспериментирования.

 

 

 

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы:

· столы, стулья;

· дидактические игры;

· природный уголок;

· мольберт;

· инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.)  

·  природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)

· дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.)

· IV. Список используемой литературы

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с.

2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

3. Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Николаева С. Н. Методические разработки занятий. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

5. Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [методическое пособие] / Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко. – 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. – 208 с.: ил.

6Бондаренко А. К. Знакомим детей с живым миром. М., 2008.

7Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 2007.

8. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 2010.

9Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.

10. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М.,2007.

11. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М., 2007.

12. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

13. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

14. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.

15Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф, Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром. М., 2006.

16. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.  – М.: Просвещение, 2002. – 144 с. : ил.

17Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М.,2005.

5 января 2020 в 18:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.