Куприянова Елена Дмитриевна
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись глиняной птицы дымковским узором»Тема: " Роспись глиняной птицы дымковским узором " Цель: знакомство детей с традициями русского народа средствами народного декоративно-прикладного искусства. Задачи: способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков о дымковской игрушке, её многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов; продолжать учить украшать вылепленные фигурки дымковскими элементами, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов, определять последовательность выполнения росписи; учить самостоятельно, составлять узор на изделии из знакомых элементов; закреплять умения рисовать элементы кончиком кисти, подбирать цвета и композицию узора; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; дымковских игрушек, беседы о них, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Раскрашивание книжек-раскрасок, д/и «Составь узор», изготовление птичек из глины для росписи. Рисование элементов дымковского узора. Материал: дымковские игрушки: индюк, петух, олень, барыня и др.; для каждого ребенка: игрушка птичка, вылепленная из глины, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой. Ход занятия. I Организационная часть. Загадаю вам загадку, отгадайте её, ребята! Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня. (дымковская игрушка) II Основная часть Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Беседа. Как называются эти игрушки? (Дымковская игрушка) Правильно. А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.) Молодцы! Чтение стихотворения. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Краткий рассказ о Дымкове. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой. Из чего делают эти игрушки? (Из глины) Да, из глины. Но как же эти глиняные фигурки искусные мастера превращали в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали и расписывали) Мастера из Дымкова лепили коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. А росписью игрушек из глины занимались только женщины и дети. Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ’’Свистунья’’. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Чтение стихотворения. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Посмотрите на оленя. Рассматривание . Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца. Вот петух нарядный Весь такой он ладный, У большого петуха Все расписаны бока. А это индюк. Индюк, сразу видно, хозяин птичьего двора. Не индюк, а жар-птица! Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг, Птица важная - индюк. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. На шее были бусы. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова. Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся! Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? (дети отвечают). Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки, которые вылепили из глины. Но сначала давайте внимательно рассмотрим дымковские игрушки: - Какие цвета использовали мастера? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый). - Какие элементы входят в дымковский узор? (Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки). - Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где мы будем расписывать птиц. - Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою птичку по своему желанию. Но сначала давайте разомнём наши ручки и пальчики. Возьмите правильно кисточку, локоть поставьте на стол. Пальчиковая гимнастика. Кисточку возьмём вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вверх-вниз, вправо-влево, Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. А потом по кругу ходит. Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнём И опять стучать начнём Мы рисуем: раз, раз… Всё получится у нас. - А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую птичку , цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию: рисовать начинаем сверху - вниз, полоски и точки мы рисуем кончиком кисти. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. III Практическая часть Дети украшают узором глиняных птиц (во время рисования звучит народная музыка), по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают какие получились красивые птицы. IV Заключительная часть. -Ай да, птицы у нас получились! Настоящие - дымковские! Анализ детских работ: - Какая работа больше всего понравилась? Почему? - Что больше всего здесь понравилось? - Что особенного в этой работе? - А какая птица отличается от всех остальных? Почему? Все игрушки не простые, А волшебно расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор. Рефлексия.
19 января 2020 в 19:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.