Куприянова Елена Дмитриевна

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет на 2020-2021 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Королёв Московской области

Детский сад компенсирующего вида №23 «Чебурашка».

141070 Московская область, г. Королёв, ул. Гагарина, д.26 Б.

Тел. 8 (495) 516-60-58

Ds23-KOROLEV@yandex.ru

«Принято»                                                                                                                         «Утверждаю»

Протокол №1                                                                        Заведующий МБДОУ

Педагогического совета                                                                         «Детский сад №23 компенсирующего вида»

От «_____  »____________________2019года                                                               _____________Т.В.Устинова.

        Приказ №_______

От «___» ______________2019 года

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет

на 2020-2021 учебный год

                                                                                       

 

 

Воспитатели: Куприянова Елена Дмитриевна

 

 

 

 

Г.о. Королёв.

2020 г

 

 

1.

Целевой раздел. Пояснительная записка.

 

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ.

 

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

 

Планируемые результаты Рабочей программы.

2.

Содержательный раздел.

 

Описание образовательной деятельности. Познавательное развитие.

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

 

Способы и направления поддержки детской инициативы.

 

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

3.

Содержание коррекционной работы.  Особенности физкультурно– коррекционной и лечебно- оздоровительной работы.

 

План оздоровительных мероприятий в группе для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.

 

Особенности утренней корригирующей гимнастики для детей с НОДА.

 

Занятия по плаванию для детей с НОДА.

 

Особенности проведения дыхательной гимнастики для детей с НОДА.

 

Особенности прогулок для детей с НОДА.

 

Особенности корригирующей гимнастики для детей с НОДА.

 

Индивидуальныйобразовательный маршрут детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.

Перечень методических пособий , обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в младшей группе.

5.

Организационный раздел Организация деятельности группы

 

Сетка занятий в младшей группе.

 

Режим дня младшей группы на холодный период.

 

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

 

Комплексно – тематическое планирование.

 

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.

6.

Приложение

 

Примерный перечень основных видов образовательной организованной деятельности.

 

Листок здоровья.

 

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана как приложение к Образовательной программе МБДОУ « Детский сад №23 компенсирующего вида. Разработана с учетом образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева. Рабочая программа рассчитана на учебный год. Данная Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»;

 -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 « Об утверждения Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28февраля 2014года №08-249;

 -Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», которые содержат рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания (п.1.6. Федерального Плана действий по введению ФГОС ДО). Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 03.12.2014г. № 08-1937;

 - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Устав МБДОУ «Детского сада №23 компенсирующего вида».

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие). Разработана с учетом образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом регионального компонента, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.

Региональный компонент определяется следующими образовательными приоритетами:

 - обогащение развития детей на основе использования материалов краеведения;

 - создание для всех детей равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- психолого-педагогическая поддержка развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) в условиях семейного воспитания;

 - освоение детьми дошкольного возраста программ раннего изучения иностранного языка.

Объём обязательной части Программы составляет более 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений - менее 40%.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.

Срок реализации Программы составляет 1 учебный год.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ д/с № 23 с учётом времени возможного предоставления утверждённых платных образовательных услуг.

При реализации программы учитываются:

 - индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

- возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Цель и задачи рабочей программы группы:

(образовательная программа «Тропинки».-М.:Вентана-Граф, 2015, с. 13 )

- создание условий для общего психического развития детей средствами развития творческих способностей;

 - первоначальное формирование на этой базе личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни в развивающем пространстве группы.

 Поставленной целью диктуются следующие задачи Обязательной части Программы:

- инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов деятельности;

- развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексиии др.), креативности как ведущего свойства его личности;

- развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

- создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;

- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;

- формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающе-образовательной;

- развитие у ребенка начал будущего умения учиться.

 Цели части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

вариативные

Для реализации приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения с целью физического развития и оздоровления дошкольников, а также формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности детей дошкольного возраста к природе, культуре, истории г. Королёва на основе историко-национальных и природных особенностей родного края привлечен образовательный и воспитательный потенциал парциальной программы : программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах» - М.: «Вентана – Граф», 2015 год – 224 с. и методического пособия «Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников.

Задачи:

- Укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы;

- Содействовать развитию основных видов движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);

 - Создавать условия для развития ребенка в предметной деятельности, знакомить его с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними;

- Развивать игровой опыт каждого ребенка;

- Обогащать связи ребёнка с окружающим миром, развивать интерес к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни, способствовать отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности;

- Расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь, содействовать развитию грамматического строя речи, основ звуковой культуры речи, элементов связной речи;

 - Поддерживать первые творческие проявления детей;

 - Содействовать развитию личности ребенка: самостоятельности в разных видах деятельности; самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; коммуникативности, элементарной инициативности, способности управлять своим поведением на основе усвоения определенных правил;

- Побуждать ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;

- Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками;

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому (животные, растения) и к миру вещей;

вариативные

1) повышение уровня физического развития и физической культуры дошкольников;

 2) повышение компетентности родителей по вопросам оздоровления и физического развития детей;

3) формирование устойчивого интереса детей к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

4) формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к природе, культуре, истории г.Королева на основе историко-национальных и природных особенностей родного края;

5) воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему Московской области, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Возрастные индивидуальные особенности контингента детей 3-4 года

Именно в этом возрасте дети чаще всего начинают посещать организации дошкольного уровня образования, в том случае, если до трех лет родители осуществляли исключительно домашнее воспитание, либо совмещали его с посещением кружков, секций, студий. Начало посещения дошкольной образовательной организации зачастую является первым выходом для ребёнка в большой мир, в непривычные и не очень знакомые ему условия, где необходимо оставаться на довольно длительное время.

В младшем дошкольном возрасте дети продолжают осваивать предметы человеческой культуры и начинают познавать устройство окружающего мира. Проявляется детская любознательность, ближе к четырём годам появляются первые детские «почему?». Продолжает активно развиваться речь. Возникает тяга к словотворчеству, игре со словами, благодаря чему дети овладевают родным языком. Внимание у детей младшего дошкольного возраста неустойчиво, они сосредотачиваются на короткий промежуток времени (5-15 минут), сложно переключаются. Малыши не могут быстро отреагировать на указания взрослых и переключиться на другое задание или деятельность, поэтому взрослым нужно несколько раз предупреждать детей о необходимости смены деятельности, например предстоящих сборах на прогулку или убирании игрушек, подготовке к приему пищи. Запоминание материала детьми носит непроизвольный характер и происходит в разных видах детской деятельности, при эмоциональной включенности в ситуацию или многократном повторении.

В этот период помимо наглядно-действенного мышления развивается наглядно- образное мышление и ребёнку становится доступным решение задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, с опорой на образные представления.

Дети начинают овладевать нормами и правилами поведения в общественных местах. В этом возрасте дети активно овладевают навыками самообслуживания: учатся самостоятельно одеваться, кушать, ходить в туалет и т.д.

В изобразительной деятельности дети младшего дошкольного возраста начинают создавать предметные рисунки. Дети называют, что они нарисовали или что хотят нарисовать, при этом могут изменять свой замысел, в зависимости от полученного результата. Выразительность образа создаётся цветовыми пятнами, мазками, разнообразными линиями. Изображение носит схематичный характер. У детей складывается определённый набор образов, позволяющих передать представление о предметах и явлениях окружающего мира, например круг с отходящими линиями - это солнце, линия - дорожка и т.д. Человек изображается в виде «головонога» - круг с отходящими линиями рук и ног. Чем богаче опыт ребёнка в познании окружающего мира, тем более разнообразными будут его рисунки. Занимаясь аппликацией, дети приклеивают готовые формы или создают форму по обозначенному взрослым контуру: например «посыпают» бумагой или природными материалами на обозначенный клеем контур предмета. Из-за недостаточного развития тонкой моторики дети не могут самостоятельно пользоваться ножницами. В конструировании из строительного материала дети младшего дошкольного возраста способны выделить основные части предмета, их форму и величину, подобрать детали для несложной постройки и соотнести их между собой.

В возрасте 3-4 лет в общении со сверстниками дети ожидают от них, помимо доброжелательного внимания, удовлетворения потребности в сотрудничестве. Можно наблюдать первые эпизоды совместных игр. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер, то есть содержанием общения может стать не представленная в данный момент ситуация, например ребёнка интересует, где живут зайцы или что любит есть медведь. Сотрудничество со взрослым вплетено в познавательную деятельность, возникает так называемое теоретическое сотрудничество. Самостоятельное понимание устройства мира не доступно дошкольнику, и одним из возможных способов его познания становится общение со взрослым. Освоение интересного мира взрослых происходит в игре, в процессе моделирования социальных отношений.

 Становление сюжетно-ролевой игры - ведущей деятельности дошкольного возраста происходит постепенно и зависит от социального и игрового опыта детей, воспитания, социальных условий жизни, развития воображения, мышления, речи, общения. Сначала возникают цепочки игровых действий, которые могут объединяться с другими цепочками, затем развивается сюжет. Дети развивают сюжет, в зависимости от имеющегося материала, а затем к сюжету подбирает необходимые материалы и игрушки. Так как дети ещё не приобрели достаточных навыков в разрешении конфликтных ситуаций и претендуют на одни и те же игрушки и предметы в силу высокой степени подражательности и низкой произвольности поведения, то возникающие недоразумения разрешают, как правило, силовыми способами, т.е. отбирают понравившуюся игрушку или предмет, толкают, ударяют и т.д. При этом еще не могут увидеть ситуацию со стороны в силу своей эгоцентрической позиции и считают себя правыми в любом конфликте. Конфликты, в силу не развитой ещё произвольности, зачастую протекают с высоким эмоциональным накалом. У детей этого возраста не достаточно способов урегулирования конфликтов, организации совместной деятельности.

Дети постепенно выходят за пределы семейного круга. Развитие образа себя происходит в общении со взрослыми, прежде всего, близкими и педагогами дошкольной организации и сверстниками. Общее положительное, не дифференцированное самоощущение к концу младшего дошкольного возраста постепенно начинает расшатываться и ребенок понимает, что он не всегда поступает правильно. Для детей дошкольного возраста присущи завышенное представление о своих возможностях (я всё могу) и позитивная самооценка. В тех случаях, когда ребёнок не находит необходимого отклика окружающих, у него складывается заниженная самооценка, которая определяет малую инициативу и самостоятельность при исследовании нового, плохую социальную адаптацию, робость, застенчивость в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

 Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы сопоставимы с целями и задачами Программы. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства, а так же возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте ФГОС ДО:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 - владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

 - у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

Планируемые результаты реализации Программы на этапе раннего возраста

 К трем годам ребенок:

- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

– эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;

– стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 – стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

– проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

– в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

 – любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

– с удовольствием двигается;

  – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Социально-коммуникативное развитие 3-4 года

Проявляет интерес к сверстникам и взрослым, умеет налаживать с ними контакт, пользуясь речью.

Объединяется со сверстниками в группу из двух–трёх человек для игр, выбирает роль в сюжетно-ролевой игре, взаимодействует со сверстниками в процессе игры.

Адекватно реагирует на замечания и просьбы взрослого, на эмоции других людей.

Называет воспитателя по имени и отчеству.

В основном соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации.

При помощи взрослых соблюдает элементарные правила бережного отношения к природе и животным.

На улице при содействии взрослого может показать элементарные знания правил дорожного движения.

Называет свое имя и возраст.

В случае опасности просит о помощи взрослого.

Знает:

– о простейших правилах поведения во время еды;

– предметах личной гигиены (зубная щётка, полотенце, носовой платок, расчёска);

– необходимости соблюдать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского сада, убирать после игрушки и строительный материал.

- некоторых профессиях, с которыми сталкивается в быту (воспитатель, доктор, продавец);

- состав семьи;

- виды транспорта, на которых ездит ребёнок, и который функционирует в данном населенном пункте.

Имеет представления:

– о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;

– некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, полицейский, шофёр, строитель, водитель, парикмахер) и результатах их трудовой деятельности;

– об основных правилах гигиены в режиме дня;

– о себе, составе семьи;

– об элементарных правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, на транспорте);

Может:

– аккуратно есть;

– самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться носовым платком, обращаться за необходимой помощью к взрослым;

– замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– выполнять элементарные поручения взрослых (убрать игрушки и строительный материал; разложить материалы к занятиям; помочь накрыть стол к обеду);

– назвать несколько профессий, с которыми сталкивался в быту; – поддерживать порядок в игровом уголке.

Познавательное развитие

Содержание программы направлено на развитие познавательно-исследовательской деятельности (компетентностей):

3-4 года

Знает:

– свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;

– части тела и лица (количество и название);

– цвета спектра;

– названия детёнышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц);

 – названия двух деревьев и двух травянистых растений данной местности;

– основные детали одежды, мебели, посуды.

Имеет представления:

– обо всех временах года и их характерных особенностях;

– об основных домашних животных, диких зверях и птицах;

 – о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;

– о частях суток и действиях детей и взрослых в разное время суток;

– о том, что фиолетовый, оранжевый и зелёный цвета получаются в результате смешивания двух цветов.

Может:

– различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;

– различать основные цвета;

– различать эмоции человека;

 – различать зверей и птиц;

– различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространённые в данной местности;

– пользоваться обобщёнными словами;

 – пользоваться простейшими символами.

 Узнаёт основные простейшие геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и знает основные цвета.

Выделяет один, два и три предмета; соотносит числа 1, 2, 3 с соответствующим количеством пальцев.  Группирует фигуры по одному признаку: по цвету, по форме, по величине.

Находит лишний предмет, отличающийся только одним признаком от данных.

Составляет из двух–трёх частей простые фигуры.

Проявляет элементы творческого мышления: называет, на что похожа фигура, как можно поиграть предметом, составляет из фигур и палочек простые картинки.

 Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержание программы направлено на развитие коммуникативной деятельности (компетентностей):

3-4 года

Называет слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: «кто это?», «что это?».

Называет слова, обозначающие признаки и качества предмета и отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?».

Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «что делает?», «что можно с ним делать?». Употребляет обобщающие слова (одежда, игрушки).

Понимает противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).

Образовывает наименование животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласовывает имена существительные и имена прилагательные в роде и числе.

Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Произносит звуки родного языка, чётко артикулирует их в звукосочетаниях и словах.

Отчётливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет короткий рассказ совместно со взрослым. Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки. Составляет рассказы из своего личного опыта.  Пользуется словами, обозначающими речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»).

 

Художественно-эстетическое развитие

Содержание программы направлено на развитие изобразительной деятельности, музыкальной деятельности и конструирования (компетентностей):

3-4 года

Слушает сказки, рассказы, стихи.

Следит за развитием действий.

Повторяет запомнившиеся песенки, образные выражения.

Проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия. Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна.

Создаёт узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передаёт обобщённую форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.).

Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создаёт, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.). Прослушивает небольшие музыкальные произведения, адекватно эмоционально реагируя на их настроение (смену настроений в различных частях).

Высказывает свои музыкальные впечатления, передаёт возникшие при слушании музыки чувства.

Различает изображённые в музыке некоторые звуки окружающего мира. Кратко характеризует свои музыкальные ассоциации.

С удовольствием двигается под музыку, выражая пластикой настроение музыки.

Поёт выразительно простые песни в удобном диапазоне, с аккомпанементом (под фонограмму, «караоке») или подпевая взрослым.

Владеет элементарными приёмами игры на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах, может воспроизвести на шумовых музыкальных инструментах простейшие ритмические рисунки.

Узнаёт несколько музыкальных произведений, которые прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Содержание программы направлено на развитие двигательной деятельности (компетентностей):  

3-4 года

Умеет:

– ходить прямо, сохраняя заданное воспитателем направление;

– бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление.

Может:

– ползать на четвереньках;

– лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке;

– катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м;

– бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы;

– метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Замечает непорядок в одежде, устраняет его при помощи взрослых.

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 Содержание раздела обязательной части соответствует образовательной программе «Тропинки», под ред. В.Т.Кудрявцева, Вентана-Граф, 2015. (с. 52-117) Из УМК Тропинки задействованы:

Речевое развитие  - авторская программа Журовой Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет;

- парциальная образовательная программа Ушаковой О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду;

- авторская программа Салминой Н.Г., Глебовой А.О., Милаевой О.С. «Воображаем, думаем, играем»;

Социально-коммуникативное развитие – технология Гришаевой Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии.

Познавательное развитие - авторская программа Султановой М.Н. Путешествие в страну математики;

Художественно-эстетическое развитие  - авторская программа Лыковой И. А.. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;

- парциальная образовательная программа Баклановой Т.И. Музыкальный мир;

Физическое развитие

- парциальная программа Красиковой И.С. Детский массаж и гимнастика. КОРОНА-Век С-Петербург, 2008 г.

- парциальная программа Клюевой М.Н. Коррегирующая гимнастика для детей с нарушением ОДА в условиях ДОУ. Детство-пресс С-Петербург 2007 г.

В части формируемой участниками образовательных отношений задействованы:

- парциальная программа Николаевой С.Н. «Юный эколог».

- парциальная программа Соломенниковой О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. Издательство Мозаика-Синтез, Москва,2015 г.

- авторская программа  Наседкиной И.И., Абрамовой Р.М. «Здравствуй, русская сторонка!» по приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Образовательная область

Задачи образовательной области

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

 - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

 - развитие воображения и творческой активности;

 - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве;

- формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

 

 

 

 

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры;  - обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

  - формирование элементарных представлений о видах искусства;

  - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

  - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  - реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Конкретное содержание деятельности по реализации указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Использование парциальных программ и методических пособий по реализации задач образовательных областей

Реализация задач образовательных областей предусмотрена как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Содержание образовательной деятельности по Обязательной части Программы (образовательная программа «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева) в пяти образовательных областях представлены в программно-методических разработках по конкретным направлениям.

Каждое направление содержит подразделы – «тропинки», которые обеспечивают реализацию целей и задач образовательных областей через различные вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание работы по возрастным группам представлено в программно-методических пособиях УМК «Тропинки».

Образовательные области

Направление развития

Задачи

Физическое развитие

Тропинка в мир движения

 

Тропинка к здоровью

- развитие творчества в различных сферах двигательной активности и на этой основе – формирование осмысленности и произвольности движений, физических качеств, обогащение двигательного опыта.

-создание условий для развития здоровья детей на основ формирования творческого воображения.

Социально- коммуникативное развитие

Тропинка в мир людей

 

Тропинка в мир труда

- присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

 - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

 - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

 - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

 - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирования навыков самообслуживания,

 - формирование навыков элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада);

 - формирование первичных представлений о труде в природе;

 - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Познавательное развитие

Тропинка в мир свойств и качеств предметов

Тропинка в мир математики

Тропинка в окружающий мир

- сенсорное развитие;

 -развитие познавательно-исследовательской деятельности

- формирование элементарных математических представлений

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира;

 - формирование познавательных действий и экологического сознания: осознание многообразия окружающего мира, своей зависимости от происходящего в мире и зависимости природы и всего живого от нас, развитие способности испытывать восхищение от соприкосновения с природой и сопереживать всему живому;

 - развитие любознательности и познавательной мотивации, интереса к окружающему ребёнка миру и желание «открыть» его для себя; - развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие

Тропинка в мир правильной речи

Тропинка к грамоте

- воспитание у детей звуковой культуры речи,

 - обогащение, закрепление и активизация словаря;

-формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания;

 - воспитание интереса к художественному слову

- развивать артикуляционный аппарат;

 - отрабатывать произношение звуков;

 - развивать интонационную выразительность речи;

- развивать фонематический слух детей;

 - знакомить с понятиями «слово», «звук»; - знакомить с понятиями «гласный звук», «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки», учить их различать, знакомить со знаковыми изображениями этих звуков (фишки красного, синего, зелёного цветов и т.д.);

 - учить проводить звуковой анализ слов, соотносить слово с его звуковой моделью; - знакомить с правилами написания букв, обозначающих гласные, после букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки;

 - знакомить с понятием «ударение»;

- знакомить с буквами алфавита, учить плавному слоговому чтению и чтению целым словам;

 - учить писать печатными буквами.

Художественно- эстетическое развитие

Тропинка в мир художественной литературы

Тропинка в мир музыки

Тропинка в мир изобразительного искусства

-формирование восприятия литературного произведения;

- развитие образной речи и овладение литературным языком;

- развития словесного творчества

-формирование у дошкольников первоначальных представлений о музыке как части целостного и многообразного мира искусства, который, в свою очередь неотделим от всего окружающего мира, от жизни людей;

- освоение детьми доступных им средств и способов «вхождения» в мир музыкального искусства, постижения художественно-образного содержания и выразительных средств музыки, а также воплощенных в ней реальных и сказочных образов окружающего мира, высших духовно- нравственных ценностей и идеалов;

 - развитие музыкальных способностей детей, в том числе – музыкально-образных представлений и воображения; музыкального слуха и певческого голоса, эмоциональной отзывчивости на музыку;

 - формирование у детей основ музыкальной культуры личности: музыкальных интересов, потребностей, вкусов, мотивов самостоятельной музыкально-творческой деятельности и познания музыкального искусства;

- духовно-нравственное, патриотическое, этнокультурное воспитание дошкольников на материале и средствами музыкального искусства;

- содействие социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию дошкольников, их оздоровлению в процессе музыкальной деятельности, формированию у них навыков самопознания и саморазвития личности.

- раскрыть природу искусства как результат деятельности человека;

 - содействовать формированию у детей эстетического отношения к окружающей действительности в целом, к искусству как отражению жизни во всем её многообразии и к самому себе как части мироздания;

- развивать творческое воображение и эстетическое восприятие как эмоционально- интеллектуальный процесс «открытия» мира и самого себя;

- знакомить с деятельностью художника, народного мастера, дизайнера в трёх его ипостасях «восприятие – исполнительство – творчество»;

- формировать разноаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.

 Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает не только реализацию права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе, но и предоставление условий для развития творческих способностей и личностных качеств дошкольника.

Методическое обеспечение парциальных программ.

 Статус дошкольного учреждения, как детского сада компенсирующего вида предусматривает осуществление деятельности по двум приоритетным направлениям: физкультурно-оздоровительного и социально-личностное.  

 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Конкретное содержание образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности. Подходы к организации всех видов детской деятельности соответствуют принятым методам воспитания, обучения и развития дошкольников, средствам образования, адекватным возрасту детей формами организации образовательного процесса.

В рамках деятельностного подхода образовательный процесс строится с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - являются «сквозными механизмами развития ребенка», которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства.

  Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно  инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Формы организации образовательной деятельности могут быть разными. Подбор форм организации взаимодействия с детьми требует поиска путей наиболее адекватного решения задач той или иной образовательной области. Выбор формы организации по той или иной образовательной области остается за педагогом, который должен руководствоваться программными требованиями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе, а главное — уметь организовать деятельность детей в интересной и занимательной для них форме, которая будет способствовать развитию каждого ребенка.

Важной частью работы является воспитательная составляющая образовательной деятельности. В ходе реализации содержания каждой образовательной области решаются те или иные специфические воспитательные задачи. Они «встроены» в образовательный процесс как обязательная его часть. Задачи образовательных областей и группы воспитательных задач сопоставлены и решаются интегрировано.

Виды детской деятельности и формы активности ребёнка

 

Образовательные области

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры - импровизации.

Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами - заместителями.

 Игры-фантазирования («Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.).

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Проектная деятельность, например, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

Игровые упражнения.

Ситуативное общение.

Досуги и развлечения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Коммуникативная деятельность

 (со взрослыми, со сверстниками)

Свободное сочинительство: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

 Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений.

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом. Дидактические словесные (в том числе народные) игры. Викторины.

 Проектная деятельность.

Игры.

Игровые упражнения.

Беседы.

Наблюдения.

Ситуативное общение.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Познавательно - исследовательская деятельность

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций. Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением. Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательной литературе и детских иллюстрированных энциклопедиях. Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, например, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

 Оформление уголка природы.

 Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.). Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры. Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты.

Наблюдения.

Конкурсы и викторины.

Целевые прогулки (экскурсии, походы).

Опыты.

Экспериментирование.

Проектная деятельность.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Восприятие художественной литературы и фольклора

Восприятие литературных произведений с последующими:

-свободным общением на тему литературного произведения; -решением проблемных ситуаций;

-дидактическими играми по литературному произведению;

 -художественно-речевой деятельностью;

 -игрой-фантазией;

-рассматриванием иллюстраций художников;

 -придумыванием и рисованием собственных иллюстраций;

-просмотром мультфильмов;

-созданием этюдов, сценариев для театрализации;

 -театрализованными играми;

-созданием театральных афиш, декораций;

 - театральных кукол;

- оформлением тематических выставок (например, «Сказки К.И. Чуковского» и др.).

 Проектная деятельность, например, «Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению).

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

 Сотрудничество с семьями

Самообслуживание и элементарный труд

Проектная деятельность.

Игры.

 Игровые упражнения.

 Беседы.

Наблюдения.

Трудовые поручения.

 Дежурства.

Совместные формы труда (труд рядом, труд вместе, общий труд, коллективный труд).

 Индивидуальная работа.

 Сотрудничество с семьями

Конструирование

Игры.

 Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

 - по образцу (схеме, чертежу, модели);

- по условиям;

- по замыслу.

 Конструирование из бумаги:

- по выкройке;

 - схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега)

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Рисование различными материалами.

 Лепка из различных материалов.

Аппликация:

- по замыслу;

- на заданную тему.

 Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.):

 - украшения к праздникам;

 - поделки для выставок детского творчества;

 - подарки, сувениры;

- декорации к театрализованным спектаклям;

 - украшение предметов личного пользования и др. Мастерская.

Детский дизайн.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность.

Игры.

Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр.

 Экспериментирование со звуками.

 Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.

Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.

 Драматизация песен.

Музыкально-театрализованные игры.

 Музыкальные и музыкально-дидактические игры.

Концерты-импровизации.

Музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.

 Игры.

 Игровые упражнения.

Индивидуальная работа.

 Сотрудничество с семьями

Двигательная активность (овладение основными движениями) Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, после сна, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

 Игры-имитации, хороводные игры.

 Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения: скольжение, катание на велосипеде, плавание.

 Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

Игры.

Игровые упражнения.

 Индивидуальная работа.

Сотрудничество с семьями

 

Игровая деятельность

Классификация игр детей дошкольного возраста

Игры, возникающие по инициативе детей

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Народные игры

Игры-эксперементирования:

 С природными объектами С игрушками С животными Сюжетные самодеятельные игры: Сюжетно-отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные

Обучающие игры: Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные Досуговые игры: Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные Празднично- карнавальные компьютерные

Тренинговые игры:

Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптированные Обрядовые игры: Семейные Сезонные Культовые Досуговые игры: Игрища Тихие игры Игры-забавы

 

 

 

Система работы по социальному развитию детей дошкольного возраста

Основные методы по ознакомлению детей с социальным миром

Методы, повышающие познавательную активность

Методы, вызывающие эмоциональную активность

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

Методы коррекции и уточнения детских представлений

Элементарный анализ

Сравнение по контрасту и подобию, сходству Группировка и классификация Моделирование и конструирование Вопрос-ответ Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Придумывание сказок и рассказов Воображаемые ситуации

Игры – драматизации Сюрпризные моменты и элементы новизны

Юмор и шутка Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности Перспективное планирование Перспектива, направленная на последующую деятельность Беседа

Повторение

Наблюдение

Экспериментирование

Беседа

Создание проблемных ситуаций

Основные компоненты патриотического воспитания дошкольников

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально- побудительный (эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

Культура города Королева, его традиции, народное творчество Природа родного края и страны, деятельность человека в природе История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках Геральдика страны, города, республики

Чувство привязанности к семье и дому

 Интерес к жизни родного города и страны

Гордость за достижения своей страны

Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому

Восхищение народным творчеством

Любовь к родной природе, к родному языку

Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

Труд

Игра

Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность

 

13 марта 2021 в 13:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.