Куприянова Елена Дмитриевна

Диагностика

 Предисловие Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) обязывает проводить педагогическую диагностику в дошкольных образовательных организациях. В частности, в статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п. 3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 11) индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС). В соответствии с п. 3.2.1 ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Эта оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей». Результаты педагогической диагностики в дошкольных образовательных организациях служат основанием планирования образовательной деятельности с каждым ребёнком. Для проведения диагностических мероприятий необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями. 1. Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН. 2. Обследование может проводиться в присутствии родителей. 3.  Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов. 4.  Проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами: — проведения диагностического обследования; — первичной обработки и индивидуального анализа данных; — качественной экспертной оценки данных; — количественной оценки результатов обследования; — выделения дезадаптационных рисков; — интерпретации данных обследования; — составления заключения по результатам обследования; — разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребёнка. 5. Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или среду (дни наиболее высокой работоспособности детей). 6. Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы. 7. Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей. 8.  Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе — 6 человек.4 9.  Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста. 10. Непрерывная продолжительность диагностики — не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности. 11. При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребёнка в образовательной организации. 12. Необходимо заранее подготовить всё, что требуется для проведения обследования. 13. Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить на отдельном столе в нужном порядке. 14. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребёнка; показывать своё неудовлетворение, неудовольствие; подчёркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребёнка. 15.  При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях: — трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми; — страха получить низкую оценку взрослого; —  неспособности ребёнка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться; — медлительности ребёнка или усталости; — плохого самочувствия ребёнка. В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования. 1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования. 2. Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации. 3. Единство диагностики и развития (коррекции). 4. Учёт возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребёнка при построении диагностических заданий. 5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации и не приводит к переутомлению ребёнка в ходе обследования. 6.  Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребёнка недопустима. 7. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке. Результаты диагностики представляются педагогам и родителям в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования. При проведении педагогической диагностики необходимо помнить, что в соответствии со ст. 44  Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся: — давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях; — отказаться от их проведения или участия в них; — получать информацию о результатах проведённых обследований обучающихся; — присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Разработанные диагностические карты призваны помочь педагогу в кратчайшие сроки без лишних усилий осуществлять педагогическую диагностику в своей возрастной группе.6 1. Физическое развитие 1.1. Критерий: целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере 1.1.1. Показатель: проявляет интерес к занятиям физической культурой Инструкция: наблюдение проводится в группе, физкультурном зале в процессе непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности во время режимных моментов, самостоятельной деятельности ребёнка. Оценка: 3 балла — характеристика развития полностью проявляется; 2 балла — частично проявляется; 1 балл — не проявляется. 1.1.2. Показатель: потребность в двигательной активности Инструкция: за 1 час с помощью секундомера в свободной самостоятельной деятельности ребёнка фиксируется его активное и пассивное состояние (сидит, бежит, прыгает и т. д.). Наблюдение ведётся за одним ребёнком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребёнка за данный промежуток времени. Оценка: нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности. 3 балла (высокий уровень) — двигательная активность выше нормы (больше 70%); 2 балла (средний уровень) — в норме (70%); 1 балл (низкий уровень) — ниже нормы (меньше 70%). 1.2. Критерий: развитие физических качеств 1.2.1. Показатель: развиты физические качества (быстрота, сила, гибкость, ловкость) Инструкция: — быстрота оценивается с помощью тестового упражнения: бег на 30 м по беговой дорожке длиной 35–37 м. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой. За ней на расстоянии 5–7 м ставится ориентир (флажок на подставке, куб), хорошо видимый с линии старта, чтобы избежать замедления ребёнком движения на финише. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» ребёнок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребёнку ещё две попытки. В протокол заносится лучший результат из трёх попыток; — скоростно-силовые качества: сила рук измеряется ручным динамометром, сила ног — становым динамометром, сила плечевого пояса измеряется по расстоянию, на которое ребёнок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места; — ловкость оценивается по результатам бега на дистанцию 10 м. Она определяется как разница во времени, за которое ребёнок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Ребёнку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования; — полоса препятствий. В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т. п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребёнку даётся по три попытки, засчитывается лучший результат; — гибкость оценивается при помощи упражнения  — наклона вперёд, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20–25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребёнок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны. 7 Оценка: 3 балла — все элементы упражнения выполняются в соответствии с нормой или выше возрастных показателей; 2 балла — при выполнении упражнения допущена одна или две ошибки, существенно не меняющие характер выполнения и результат; 1 балл — упражнение выполняется с большим трудом, имеются значительные ошибки. 1.3. Критерий: приобретение опыта двигательной деятельности 1.3.1. Показатель: развиты основные движения (ходьба обычная, бег, прыжки, лазание, метание вдаль) (нормы в табл. 6) Инструкция: наблюдается качество выполнения детьми ходьбы обычной, лазания, равновесия (сравнить с нормами — см. табл. 6); — оценивается выполнение детьми заданий, связанных с прыжками, бегом, метанием (сравнить с нормами — см. табл. 5). Оценка: 3 балла — все элементы упражнения выполняются в полном соответствии с заданием и возрастными нормами; 2 балла — при выполнении упражнений допущены ошибки, существенно не влияющие на результат; 1 балл — упражнения выполняются с большим трудом, имеются значительные ошибки, существенно влияющие на результат. 1.4. Критерий: овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни 1.4.1. Показатель: выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры Инструкция: наблюдение проводится в групповой, раздевальной, умывальной, спальной во время режимных моментов. Оценка: 3 балла — характеристика развития полностью проявляется; 2 балла — проявляется при помощи воспитателя; 1 балл — не проявляется. 1.5. Критерий: становление ценностей здорового образа жизни 1.5.1. Показатель: сформированы начальные представления о здоровом образе жизни Инструкция: наблюдение проводится в групповой комнате и на игровой площадке. Оценка: 3 балла — характеристика развития полностью проявляется; 2 балла — проявляется при помощи воспитателя; 1 балл — не проявляется.14 Характеристика уровней физического развития у детей 3–4 лет1 Высокий уровень (57–46 балла)  — ребёнок проявляет интерес к выполнению физических упражнений, испытывает радость от двигательной деятельности, физические качества и основные движения соответствуют возрастным и физиологическим нормам. Самостоятельно выполняет доступные для его возраста гигиенические процедуры, имеет представления о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об основах здорового образа жизни. Стремится соблюдать элементарные правила гигиены, приёма пищи, поведения в детском саду, на улице, в транспорте, бережного отношения к природе. Средний уровень (45–26 балла) — ребёнок избирательно интересуется физическими упражнениями, не всегда испытывает радость от двигательной деятельности, физические качества и основные движения чуть ниже возрастной и физиологической нормы. Выполняет доступные для его возраста гигиенические процедуры с помощью воспитателя, имеет неустойчивые представления о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об основах здорового образа жизни. Не всегда стремится соблюдать элементарные правила гигиены, приёма пищи, поведения в детском саду, на улице, в транспорте, бережного отношения к природе. Низкий уровень (25 и менее баллов) — ребёнок не проявляет интерес к выполнению физических упражнений, не испытывает радость от двигательной деятельности, не всегда выполняет доступные для его возраста гигиенические процедуры, физические качества и основные движения намного ниже возрастной и физиологической нормы. Не имеет устойчивых представлений о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об основах здорового образа жизни. Не стремится соблюдать элементарные правила гигиены, приёма пищи, поведения в детском саду, на улице, в транспорте, бережного отношения к природе. Инструкция: запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приёмы) для вашей образовательной деятельности с ребёнком по физическому развитию и внесите эту деятельность в свой календарный план. 1 Здесь и далее результаты педагогической диагностики развития детей используются для оптимизации работы с группой детей и индивидуализации образования.15 Возрастно-половые показатели двигательных качеств у детей 3–4 лет Таблица 5 1 Тестовые задания Пол Показатели Быстрота Бег на 30 м (с) М Д 10,0–11,0 Ловкость Бег на 10 м между предметами (с) М Д — Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (см) М Д 49–60 Метание набивного мяча весом 1кг (см) М Д 117–130 Гибкость М Д — Наклон вперёд из положения стоя (см) Определение сформированности основных движений у детей 3–4 лет Таблица 6 1 Основное движение Характеристика Метод диагностики Ходьба обычная Ходит прямо, сохраняя заданное воспитателем направление Наблюдение Бег Норма — см. табл. 5. Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление Тестирование. Задание: пробежать 10 м, 30 м Прыжки Норма — см. табл. 5. Тестирование. Задания: 1) прыгнуть в длину; 2) прыгнуть в высоту Лазание Может ползать на четвереньках; лазать по гимнастической стенке Наблюдение Метание вдаль Норма — см. табл. 5. Способен катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м Тестирование. Задания: 1) метнуть мяч сначала правой рукой, затем левой рукой как можно дальше; 2) прокатить мяч как можно дальше; 3) бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы 1 Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста: В помощь педагогу детского сада / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [сост.: Н. А. Ноткина и др.]. — СПб.: Акцидент, 2003 (далее — Оценка физического и нервно-психического развития).19 2. Познавательное развитие 2.1. Критерий: развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей 2.1.1. Показатель: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений) и в своём внутреннем мире Инструкция: наблюдение за поведением ребёнка проводится в естественных для него условиях. Оценка: 3 балла — характеристика развития проявляется ярко; 2 балла  — проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется некоторая поддержка ребёнку в данном направлении; 1 балл — почти не проявляется, необходима помощь ребёнку в данном направлении. 2.2. Критерий: формирование познавательных действий, становление сознания 2.2.1. Показатель: может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) Инструкция: наблюдение проводится в ходе самостоятельной деятельности ребёнка. Оценка: 3 балла — в свободной деятельности ребёнок самостоятельно правильно моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, насухо их вытирает; возвратившись с прогулки, снимает одежду, аккуратно складывает и/или развешивает её на свободное место для просушки; при затруднении может спросить у взрослого или понаблюдать за действиями сверстников; 2 балла — после напоминания и указания взрослого моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, насухо их вытирает; возвратившись с прогулки, снимает одежду, складывает и/или развешивает её на свободное место для просушки при помощи взрослого; 1 балл — после напоминания и указания взрослого моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, но делает это наскоро, не тщательно; возвратившись с прогулки, снимает одежду, не складывает и/или не развешивает её для просушки даже после показа взрослым. 2.3. Критерий: развитие воображения и творческой активности 2.3.1. Показатель: любит экспериментировать Инструкция: наблюдение проводится во время непосредственно образовательной деятельности с организацией экспериментирования. Оценка: 3 балла — характеристика развития проявляется ярко; 2 балла  — проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребёнку в данном направлении; 1 балл — почти не проявляется, необходима помощь ребёнку в данном направлении. 2.3.2. Показатель: способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Инструкция: детям предлагаются задания в ходе продуктивной деятельности в групповой форме. Примерная тематика заданий: «Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой любимый детский сад», «Моя игровая площадка». А. Выполнение элементарной постройки по образцу Оценка: 3 балла — ребёнок анализирует образец, правильно передаёт пространственное расположение, подбирает необходимые детали; 2 балла — нуждается в руководстве взрослого на каждом этапе воплощения задуманного; 1 балл — затрудняется в реализации задуманного замысла или при воспроизведении образца и/или не выполняет задание.20 Б. Дорисовывание основы до завершения образа с использованием отработанных приёмов Оценка. Созданный ребёнком рисунок носит: 3 балла — творческий характер (создание новых вариантов знакомых образов); 2 балла — репродуктивный характер (воспроизведение элементов знакомых образов или копирование рисунка сверстника); 1 балл — манипулятивный характер (не приводит к созданию конкретного образа). 2.4. Критерий: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира 2.4.1. Показатель: сформированы представления о детском саде, родном городе, Родине Материалы: картинки с изображением основных цветов спектра, домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц) и их детёнышей, птиц (сова, воробей, голубь); двух деревьев (ель и берёза) и двух травянистых растений (подсолнух, одуванчик); одежды (с пуговицами, карманами и рукавами), времён года, мебели, посуды1. Инструкция: с ребёнком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Оценка: 3 балла  — ребёнок обнаруживает представления об окружающем мире, о  своём городе, родном крае, его жителях, родной природе. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргументированно; 2 балла  — отвечая на вопрос, ребёнок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. Если испытывает затруднения, старается анализировать, найти правильный ответ. При ответе возможны некоторые ошибки, неточности; 1 балл — затрудняется в ответе на вопрос или не знает его, не проявляет потребности узнать правильный ответ. 2.4.2. Показатель: сформированы представления о себе, семье, об обществе, о мире и природе Инструкция: с ребёнком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Оценка: 3 балла — ребёнок обнаруживает представления о себе, своей семье, своём доме, совместной деятельности с родителями, об окружающем мире, о частях суток. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргументированно; 2 балла — отвечая на вопрос, допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. При затруднении старается анализировать, найти правильный ответ; 1 балл — затрудняется в ответе на вопрос или не знает его, не проявляет потребности узнать ответ. 2.4.3. Показатель: сформированы представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу Инструкция: с ребёнком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Оценка: 3 балла  — ребёнок обнаруживает представления об особенностях полов, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргументированно; 1 Карпова Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3–7  лет: дидактические материалы.  — М.: Вентана-Граф, 2016 (далее — Диагностические материалы).21 2 балла — отвечая на вопрос, допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. Испытывая затруднения, старается анализировать, найти правильный ответ. При ответе возможны некоторые ошибки, неточности; 1 балл — не знает ответа на вопрос и не проявляет потребности узнать ответ. 2.4.4. Показатель: сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей Материалы: фотографии из семейного альбома, рисунки детей. Инструкция: с ребёнком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Оценка: 3 балла  — ребёнок обнаруживает представления о семье, родственниках и родственных отношениях и взаимосвязях. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргументированно; 2 балла — отвечая на вопрос, допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. Испытывая затруднения, старается анализировать, найти правильный ответ. При ответе возможны некоторые ошибки, неточности; 1 балл — не знает ответа на вопрос и не проявляет потребности узнать ответ. 2.4.5. Показатель: сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях, об отечественных традициях и праздниках Материалы: картинки, изображающие труд воспитателя, врача, продавца, полицейского, пожарного, строителя, водителя, парикмахера1. Инструкция: с ребёнком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Оценка: 3 балла — ребёнок показывает знания о профессиях. Отвечает на вопрос полно, развёрнуто, аргументированно; 2 балла — отвечая на вопрос, ребёнок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. Испытывая затруднения, старается анализировать, найти правильный ответ. При ответе возможны некоторые ошибки, неточности; 1 балл — не знает ответа на вопрос и не проявляет потребности узнать его. 1 См.: Диагностические материалы.34 Характеристика уровней познавательного развития у детей 3–4 лет Высокий уровень (150–114 баллов) — ребёнок интересуется окружающими предметами (одеждой, мебелью и посудой), положительно относится к содержанию новой информации, предлагаемой педагогом; задаёт вопросы о назначении окружающих предметов и уходе за ними, стремится эти правила соблюдать. Исследовательская деятельность характеризуется выраженностью интереса к экспериментированию со звуком на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах. В процессе экспериментирования обследует предмет, отражая в речи полученные знания. Процесс экспериментирования сопровождается выраженным эмоциональным удовлетворением и потребностью в продолжении; задаёт вопросы поискового характера (почему?, зачем?, для чего? и др.). При воплощении художественного замысла по образцу ребёнок анализирует образец, правильно передаёт пространственное расположение, подбирает необходимые детали. Способен завершить изображение основы для дорисовывания, предложить новое композиционное решение в рисунке; при решении новой продуктивной задачи самостоятельно выбирает способы воплощения замысла, комбинирует их. Может использовать навыки здорового образа жизни в повседневной реальности: правильно моёт руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, насухо их вытирает; возвратившись с прогулки, снимает одежду, аккуратно складывает и/ или развешивает её на свободное место для просушки; при затруднении может спросить у взрослого или понаблюдать за действиями сверстников. Ребёнок имеет представление о населённом пункте, в  котором проживает, его жителях, о родной природе. Называет своё имя (в том числе полное). Задаёт вопросы о себе, родителях, людях из ближайшего окружения. Имеет представления о мире и природе: обо всех временах года, о частях суток (названия), действиях детей и взрослых в разное время суток; о цветах спектра, о том, что фиолетовый, оранжевый и зелёный цвета получаются в результате смешивания двух цветов. Знает названия домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц) и их детёнышей, птиц (сова, воробей, голубь); названия двух деревьев и двух травянистых растений данной местности; основных деталей одежды, мебели, посуды. Имеет представления о гендерных ролях. Умеет определять половую принадлежность людей по причёске, одежде. Правильно называет свои фамилию и имя, имена своих родителей (если есть — сестёр, братьев), бабушки, дедушки. Понимает значения некоторых слов, обозначающих родственные связи: брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, муж, жена, дядя, тётя. Знает профессии своих родителей, что такое семья и имеет элементарные представления о её роли в жизни человека. Имеет представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, полицейский, пожарный, строитель, водитель, парикмахер) и результатах их трудовой деятельности. Задаёт вопросы об этих профессиях людей и результатах их трудовой деятельности. Средний уровень (113–63 балла) — ребёнок проявляет ситуативный интерес к объектам на улице, к животным и растениям своей местности. Не всегда проявляет упорство, сосредоточенность в поисковой деятельности для получения результата; в ходе экспериментирования выявляет основные признаки объектов при помощи взрослого. Полученные знания, как правило, в речи не отражает. Чаще всего процесс экспериментирования у него не сопровождается потребностью в продолжении. Воплощая художественный замысел по образцу, нуждается в руководстве взрослого на каждом этапе изготовления задуманного. При завершении изображения основы для дорисовывания не способен предложить новое композиционное решение в рисунке, чаще всего созданный ребёнком рисунок носит репродуктивный характер (воспроизведение элементов знакомых образов или копирование рисунка сверстника). Выбирая подходящие средства и способы решения новой продуктивной задачи, просит помощи взрослого на каждом этапе воплощения произвольного замысла; создаёт художественный образ в одной, привычной технике.35 Не всегда может использовать навыки здорового образа жизни в повседневной реальности: после напоминания и указания взрослого моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, вытирает их; возвратившись с прогулки, снимает одежду, складывает и/или развешивает её на свободное место для просушки при помощи взрослого или не выполняет данные действия. Ребёнок имеет частичные представления о населённом пункте, в котором проживает, затрудняется назвать два растения и животных природы родного края. Называет своё имя. Имеет элементарные представления о мире и природе: о домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц) и их детёнышах, птицах (сова, воробей, голубь) и знает их названия; об основных деталях одежды, мебели, посуды, о  некоторых временах года и их характерных особенностях; о частях суток и действиях детей и взрослых в разное время суток. Умеет определять половую принадлежность людей по причёске, одежде. Правильно называет свои фамилию и имя, имена своих родителей (если есть — сестёр, братьев). Делает ошибки в объяснении значений некоторых слов, обозначающих родственные связи: брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, муж, жена, дядя, тётя. Затрудняется назвать профессии своих родителей. Имеет представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, полицейский, пожарный, строитель, водитель, парикмахер) и результатах их трудовой деятельности, но, как правило, не задаёт вопросы о профессиях людей и результатах их трудовой деятельности. Низкий уровень (62 и менее баллов) — при организации экспериментирования всегда обращается за помощью к взрослому, без чего не достигает результатов. В ситуации опыта или эксперимента всегда преобразует исследовательскую деятельность в игровую; как правило, не задаёт вопросы поискового характера (почему?, зачем?, для чего? и др.). При воплощении художественного замысла по образцу, складывании бумаги или картона различными способами испытывает трудности или не выполняет задание. Завершая изображение основы для дорисовывания, не способен предложить новое композиционное решение в рисунке. Созданный ребёнком рисунок носит манипулятивный характер и не приводит к созданию конкретного образа. Решая новую продуктивную задачу, использует стереотипные способы и средства. При возникновении затруднений теряет интерес и переходит на манипулятивную деятельность с материалами или отказывается от задуманного. С затруднениями может применять знания о здоровом образе жизни в повседневной реальности: после напоминания и указания взрослого моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, но делает это наскоро, не тщательно; возвратившись с прогулки, снимает одежду, не складывает и/или не развешивает её для просушки даже после показа взрослым. Имеет скудные представления о населённом пункте, в  котором проживает; затрудняется назвать одно растение или животное природы родного края. Называет своё имя, только короткое или ласковое. Имеет ограниченные представления о мире и природе: называет домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких животных (медведь, волк, лиса, заяц), но не называет их детёнышей; знает несколько названий мебели, посуды, знает о некоторых временах года и их характерных особенностях; о частях суток, но не называет действия детей и взрослых в разное время суток. Умеет определять половую принадлежность людей по причёске, одежде. Как правило, называет имена своих родителей (если есть — сестёр, братьев), но не может назвать имена ближайших родственников. Путается в объяснении значений некоторых слов, обозначающих родственные связи: брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка, муж, жена, дядя, тётя. Затрудняется назвать профессии своих родителей. Имеет представления о двух-трёх профессиях, но не задаёт вопросы о них и результатах их трудовой деятельности. Инструкция: запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приёмы) для вашей образовательной деятельности с ребёнком по познавательному развитию и внесите эту деятельность в свой календарный план.38 3. Социально-коммуникативное развитие 3.1. Критерий: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе 3.1.1. Показатель: планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» А. Инструкция: ребёнку в индивидуальной беседе предлагается прослушать ситуации и закончить каждую из них своим рассказом, а затем ответить на вопросы для уточнения ответа. Оценка: 3 балла  — ребёнок имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», определяет моральную норму и правила поведения, понимает их, делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации, может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики. Может привести простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни; 2 балла — знает моральную норму и правила поведения, понимает их, но затрудняется объяснить свой выбор в предлагаемой ситуации с помощью соответствующей оценочной лексики. Может привести простейшие примеры нравственного и безнравственного поведения в реальной жизни; 1 балл — ребёнок не имеет элементарных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; не знает моральную норму и правила поведения, не понимает их, не может объяснить, не делает осознанный выбор (или делает неосознанный выбор, наугад) в предлагаемой ситуации. Ситуация 1. «Вика и Оля занимались постройкой замка. Неожиданно к ним подошёл Серёжа и сломал их постройку. Оля заплакала. Вика ему сказала…» Что сказала Вика? Почему? Какое настроение было у девочки, у мальчика? Почему? Ситуация 2. «Владик принёс в группу детского сада свою новую игрушку — робота. Все дети хотели с ним поиграть. Неожиданно к Владику подошёл Игорь и, выхватив робота, стал с ним играть. Тогда Владик…» Что сделал Владик, что он сказал? Почему он так сделал? Ситуация 3.  «Ваня играл в солдатиков. Изображая битву, он кричал: “Ура! В  бой! В  атаку!” В  соседней комнате мама укладывала спать его маленького братика. Малыш никак не мог заснуть и плакал. Тогда мама попросила Ваню не шуметь. На это Ваня ей ответил…» Что ответил Ваня? Почему он так сказал? Б. Материалы: картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослым, сверстникам в различных ситуациях1. 1-я серия заданий Инструкция: педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что происходит на картинке?» Далее ребёнок выбирает картинку в соответствии с изображённой ситуацией: «Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо», «Покажи картинку, где девочка поступает хорошо»2. Оценка: 3 балла  — ребёнок отметил ситуацию, в  которой персонаж проявляет самостоятельность, помогая взрослому (уступает место в транспорте, несёт сумки, подаёт больному стакан воды и др.), делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации, может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики; 2 балла — отметил ситуацию, в которой персонаж, видя трудности взрослого, не проявляет самостоятельности, а  обращается за помощью к другому взрослому (предлагает взрослому уступить место бабушке, помочь донести сумки и т. д.), затрудняется объяснить свой выбор в предлагаемой ситуации с помощью соответствующей оценочной лексики; 1 См.: Диагностические материалы, листы 26–30. 2 Использована методика Л. Г. Матвеевой, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкина (см.: Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Что я могу узнать о своём ребёнке. Психологич. тесты, задания, игры.  — М.: АСТ, 2004; далее — Психологич. тесты, задания, игры).39 1 балл — отметил ситуацию, в которой персонаж не помогает взрослому или не понимает его затруднения, не может объяснить свой выбор при помощи оценочной лексики или делает неосознанный выбор, наугад в предлагаемой ситуации. 2-я серия заданий А. Инструкция: педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что происходит на картинке?» Далее ребёнок выбирает картинку в соответствии с изображённой ситуацией: «Покажи картинку, где мальчик поступает хорошо», «Покажи картинку, где девочка поступает хорошо»1. Оценка: 3 балла — ребёнок отметил ситуацию, в которой персонаж проявляет самостоятельность, помогая сверстнику (защищает слабого, помогает подняться упавшей девочке, помогает девочке построить башню и др.), делает осознанный выбор в предлагаемой ситуации, может объяснить с помощью соответствующей оценочной лексики; 2 балла — отметил ситуацию, в которой персонаж, видя трудности сверстника, не проявляет самостоятельности, а обращается за помощью к взрослому (предлагает взрослому защитить малыша или помочь упавшей девочке и т.д.), затрудняется объяснить свой выбор в предлагаемой ситуации с помощью соответствующей оценочной лексики; 1 балл — отметил ситуацию, в которой персонаж не помогает сверстнику или не понимает его затруднения, не может объяснить свой выбор при помощи оценочной лексики или делает неосознанный выбор, наугад в предлагаемой ситуации. В. Инструкция: наблюдение за поведением ребёнка проводится в процессе непосредственно образовательной и во время свободной деятельности. Оценка: 3 балла — ребёнок всегда управляет своим поведением при выполнении творческой работы рядом с другими детьми: не мешает им, не ломает и не портит их поделки; 2 балла — чаще всего старается управлять своим поведением при выполнении творческой работы рядом с другими детьми. Часто адекватно реагирует на призыв педагога не мешать другим детям, не ломать и не портить их поделки; 1 балл — не способен управлять своим поведением при выполнении творческой работы рядом с другими детьми. Как правило, не реагирует на призыв педагога не мешать другим детям, не ломать и не портить их поделки. 3.2. Критерий: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками 3.2.1. Показатель: взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности Инструкция: во время наблюдения педагог отслеживает проявление указанных в таблице характеристик в различных видах деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, конструировании), восприятия художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, трудовой). Оценка: 3 балла — все характеристики проявляются полностью и/или постоянно; 2 балла — характеристики проявляются частично и/или непостоянно; 1 балл — не проявляются. 3.3. Критерий: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 3.3.1. Показатель: способен управлять своим поведением Инструкция: наблюдение за ребёнком проводится в естественных условиях и в процессе осуществления им различных видов деятельности: игровой, двигательной, изо1 См.: Психологич. тесты, задания, игры.40 бразительной, конструирования; восприятия художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательской; коммуникативной; музыкальной; самообслуживании и элементарном бытовом труде. А. Оценка: 3 балла — качество (произвольность, самостоятельность, активность) проявляется всегда и/или в полной мере; 2 балла — проявляется частично и/или нестабильно, иногда; 1 балл — не проявляется. Б. Оценка: 3 балла — ребёнок адекватно воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, понимает смысл и мотив предстоящей деятельности. При решении задач учебной деятельности поэтапно выполняет инструкции взрослого; 2 балла  — не всегда или частично воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, затрудняется понять смысл предстоящей деятельности. При решении задач учебной деятельности нарушает поэтапность выполнения инструкции взрослого, но при стимуляции педагогом восстанавливает последовательность действий; 1 балл — не воспринимает задачу учебной деятельности, сформулированную воспитателем, или не понимает смысл предстоящей деятельности. При решении задач учебной деятельности не выполняет поэтапность действий, данную в инструкции взрослого. В. Оценка: 3 балла — ребёнок последовательно выполняет ряд учебных действий под руководством взрослого в соответствии с поставленной задачей, достигая поставленной цели; 2 балла — затрудняется последовательно выполнять ряд учебных действий под руководством взрослого в соответствии с поставленной задачей или не достигает поставленной цели; 1 балл — неспособен последовательно выполнять ряд учебных действий под руководством взрослого в соответствии с поставленной задачей и не достигает поставленной цели. 3.4. Критерий: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания 3.4.1. Показатель: откликается на эмоции близких людей и друзей Инструкция: наблюдение за ребёнком проводится в различных видах детской деятельности. Оценка: 3 балла  — ребёнок всегда различает оттенки эмоциональных состояний собеседника или партнёра по деятельности. Способен сопереживать ему, откликается на его эмоциональное состояние (начинает смеяться, плакать и др.). Адекватно реагирует на просьбы и поручения взрослого; 2 балла — чаще всего ребёнок различает оттенки эмоциональных состояний собеседника или партнёра по деятельности. Способен сопереживать, но не всегда откликается на его эмоциональное состояние; 1 балл — не различает оттенки эмоциональных состояний собеседника или партнёра по деятельности, не откликается на его эмоциональное состояние. 3.5. Критерий: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками 3.5.1. Показатель: способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельной деятельности ребёнка. А. Оценка: 3 балла — ребёнок адекватно реагирует на замечания взрослого, эмоциональные состояния партнёра(-ов), проявляет доброжелательное отношение к партнеру(-ам), 41 адекватно использует речевое обращение (приветлив, улыбается, одобрительно жестикулирует); 2 балла  — не всегда адекватно реагирует на замечания взрослого, эмоциональные состояния партнёра(-ов); 1 балл — неадекватен при замечаниях взрослого, проявляет недоброжелательное отношение к партнеру(-ам). Б. Оценка: 3 балла — ребёнок понятно для взрослого высказывает свою просьбу, повторяет при необходимости, учитывает интересы сверстника(-ов) в процессе деятельности, использует речевые формы одобрительного и поддерживающего характера, оказывает заботу; 2 балла — затрудняется при обращении к взрослому или непонятно высказывает свою просьбу, может оказать посильную помощь сверстнику лишь при напоминании взрослого; 1 балл — не обращается за помощью к взрослому и не способен оказать посильную помощь сверстнику. 3.6. Критерий: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации 3.6.1. Показатель: отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе свободной самостоятельной деятельности ребёнка. Оценка: 3 балла — все характеристики проявляются полностью и/или постоянно; 2 балла — характеристики проявляются частично и/или непостоянно; 1 балл — не проявляются. 3.7. Критерий: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 3.7.1. Показатель: сформировано ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе совместной образовательной деятельности и свободной самостоятельной деятельности ребёнка. Оценка: 3 балла — все характеристики проявляются полностью и/или постоянно; 2 балла — характеристики проявляются частично и/или непостоянно; 1 балл — не проявляются. 3.7.2. Показатель: проявляет интерес к художественному творчеству — рисованию, лепке, конструированию Инструкция: наблюдение проводится в естественных условиях в ходе совместной образовательной деятельности и свободной самостоятельной деятельности ребёнка. Оценка: 3 балла — все характеристики проявляются полностью и/или постоянно; 2 балла — характеристики проявляются частично и/или непостоянно; 1 балл — не проявляются. 3.8. Критерий: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 3.8.1. Показатель: соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (детском саду и др.) Инструкция: с ребёнком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельность время. Оценка: 3 балла — ребёнок знает правило, понимает его, может объяснить, ориентирован на его соблюдение, испытывает радость от соблюдения социальной нормы поведения. В определённых опасных ситуациях может обратиться за помощью к взрослому;42 2 балла — знает правило, понимает его, затрудняется объяснить свой выбор в воображаемой (или из личного опыта) ситуации; 1 балл — не знает правило, не понимает его, не может объяснить его, не делает осознанный выбор (или делает неосознанный выбор, наугад) в воображаемой (или из личного опыта) ситуации. Вопросы: 1. Как ты будешь себя вести при встрече с собакой или кошкой на улице? Если кто-то из них тебя укусит или поцарапает, что ты будешь делать? 2.  Для чего придуманы правила поведения на дороге? Какие из правил дорожного движения ты знаешь? Зачем нужен светофор? 3. Как нужно вести себя в раздевалке? Можно ли там прыгать, бегать и играть? 4. Какие правила приёма пищи ты знаешь? Можно ли разговаривать во время еды? 5. Как правильно пользоваться во время еды ложкой и вилкой? Что можно и нельзя делать в это время? 6. Как правильно открывать кран с водой? Покажи, как ты это будешь делать. 7. Приятно ли тебе, когда люди соблюдают правила поведения на улице? 8. Нравится ли тебе соблюдать правила поведения на улице? Почему? 9. Приятно ли тебе, когда ребята соблюдают правила поведения в группе? 10. Нравится ли тебе соблюдать правила поведения в детском саду? Почему? 11. Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдёт незнакомый человек и позовёт тебя с собой? 12. Можно ли играть на улице? Во что? 13. Как нужно спускаться по лестнице? Если один ребёнок толкает другого на лестнице, что может случиться? 14. Знаешь ли ты, почему в группе нельзя играть в мяч, особенно рядом с аквариумом, цветами и полками? 15. Как нужно вести себя на природе с растениями, животными, в лесу?60 Характеристика уровней социально-коммуникативного развития детей 3–4 лет Высокий уровень (261–149 баллов) — ребёнок объединяется со сверстниками в группу из двух-трёх человек для игр, выбирает роль в сюжетно-ролевой игре, взаимодействует со сверстниками в ходе игры. Эмоционально положительно настроен в процессе познавательной деятельности, делится своими впечатлениями от увиденного, узнанного со взрослыми и сверстниками. Отвечает на вопросы взрослого «кто это?», «что это?», «какой?», «какая?», «что делает?», «что можно с ним делать?». Взаимодействует со сверстниками в процессе двигательной активности, игры; может согласовывать свои действия с действиями других детей. Может использовать при участии взрослого приобретённые двигательные навыки в играх со сверстниками. Ребёнок адекватно воспринимает задачу деятельности, сформулированную воспитателем, понимает смысл и мотив предстоящей деятельности. При решении задач деятельности поэтапно выполняет инструкции взрослого. Последовательно выполняет ряд действий под руководством взрослого в соответствии с поставленной задачей, достигая поставленной цели. Ребёнок знает и стремится соблюдать элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, правила бережного отношения к природе и животным, на улице при содействии взрослого может показать элементарные знания правил дорожного движения. Ребёнок ориентирован на соблюдение элементарных правил поведения в дошкольной образовательной организации, на улице, на природе. Имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», которые он выражает в речи при помощи соответствующей оценочной лексики. Способен управлять своим поведением при выполнении творческой работы рядом с другими детьми: не мешать им, не ломать и не портить их поделки. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния партнёра, проявляет к нему доброжелательное отношение, адекватно использует речевое обращение (приветлив, улыбается, одобрительно жестикулирует). Понятно для взрослого высказывает свою просьбу, повторяет при необходимости, учитывает интересы сверстника в процессе деятельности, использует речевые формы одобрительного и поддерживающего характера, оказывает заботу. Находит повод для обращения к собеседнику, выбирает собеседников из разных возрастных групп, отвечает на предложение общаться, взаимодействовать согласием, участвует в коллективных формах общения (диалог, полилог, беседа). Выражает свои мысли с помощью различных языковых средств, речь интонационно окрашена; адекватно использует мимику, пантомимику и жесты. Знает и умеет пользоваться разнообразными вежливыми формами речи, при общении преобладают социально-приемлемые формы поведения. Средний уровень (148–75 баллов) — ребёнок объединяется со сверстниками в группу из двух-трёх человек для игр, взаимодействует со сверстниками в процессе игры. Взаимодействует со сверстниками в процессе двигательной активности, игры, но не всегда может согласовывать свои действия с действиями других детей. Использует приобретённые двигательные навыки в играх со сверстниками, как правило, при участии взрослого. Не всегда или частично воспринимает задачу деятельности, сформулированную воспитателем, затрудняется понять смысл предстоящей деятельности. При решении задач деятельности нарушает поэтапность выполнения инструкции взрослого, но при стимуляции педагогом восстанавливает последовательность действий. Затрудняется последовательно выполнять ряд действий под руководством взрослого в соответствии с поставленной задачей или не достигает поставленной цели. Ребёнок знает, но не всегда стремится соблюдать элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, бережного отношения к природе и животным, на улице даже при содействии взрослого затрудняется показать элементарные знания правил дорожного движения. Не всегда ориентирован на соблюдение элементарных правил поведения в дошкольной образовательной организации, на улице, на природе. Имеет элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но трудно выражает свои знания в речи при помощи соответствующей оценочной лексики. Старается управлять своим поведением при выполнении творческой 61 работы рядом с другими детьми: не мешать им, не ломать и не портить их поделки. Не всегда адекватно реагирует на замечания взрослого, эмоциональные состояния партнёра. Затрудняется при обращении к взрослому или непонятно высказывает свою просьбу, может оказать посильную помощь сверстнику лишь при стимуляции взрослого. Не всегда находит повод для обращения к собеседнику, но отвечает на предложение общаться, взаимодействовать, испытывает некоторые трудности при участии в коллективных формах общения (диалог, полилог, беседа). В общении использует языковые средства, но затрудняется в передаче интонационной выразительности мысли, использует только жесты или мимику. Знает, но не использует вежливые формы речи, обращения к собеседнику. Низкий уровень (74 и менее баллов) — ребёнок старается объединяться со сверстниками в группу из двух-трёх человек для игр, но затрудняется взаимодействовать со сверстниками в процессе игры. В процессе двигательной активности, игры не может согласовывать свои действия с действиями других детей. Использует приобретённые двигательные навыки в играх со сверстниками только при участии взрослого. Не воспринимает задачу деятельности, сформулированную воспитателем, или не понимает смысл предстоящей деятельности. При решении задач деятельности не выполняет поэтапность действий, данную в инструкции взрослого. Не способен последовательно выполнять ряд действий под руководством взрослого в соответствии с поставленной задачей и не достигает поставленной цели. В случае затруднений теряет интерес к организованной деятельности. Ребёнок не знает и не соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации, бережного отношения к природе и животным. На улице даже при содействии взрослого не может показать элементарные знания правил дорожного движения. Не имеет элементарных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», либо эти представления ошибочны. Не стремится управлять своим поведением при выполнении творческой работы рядом с другими детьми: не мешать им, не ломать, не портить их поделки. Неадекватен при замечаниях взрослого, проявляет недоброжелательное отношение к партнёру. Не обращается за помощью к взрослому и не способен оказать посильную помощь сверстнику. Не проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, игнорирует предложение общаться, взаимодействовать. Речь ребёнка интонационно не окрашена, отсутствуют жесты, мимика и пантомимика. Не пользуется вежливыми формами речи. Инструкция: запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приёмы) для вашей образовательной деятельности с ребёнком по социально-коммуникативному развитию и внесите эту деятельность в свой календарный план.64 4. Речевое развитие 4.1. Критерий: владение речью как средством общения и культуры 4.1.1. Показатель: адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) Инструкция: наблюдение организуется в процессе свободного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности. В  ходе обследования выделяются особенности проявления инициативы и активности ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми, поводы обращения к ним и возможная тематика беседы, особенности владения различными речевыми формами, эмоциональные проявления в ходе взаимодействия. Оценка: А. 3 балла  — ребёнок находит повод для обращения к собеседнику(-ам), выбирает собеседника(-ов) из разных возрастных групп, отвечает на предложение общаться, взаимодействовать, участвует в коллективных формах общения (диалог, полилог, беседа); 2 балла — отвечает на предложение общаться, взаимодействовать, но не всегда находит повод для обращения к собеседнику(-ам), испытывает некоторые трудности при участии в коллективных формах общения (диалог, полилог, беседа); 1 балл — не проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, игнорирует предложение общаться, взаимодействовать. Б. 3 балла — ребёнок выражает свои мысли с помощью различных языковых средств, речь интонационно окрашена. Адекватно использует мимику, пантомимику и жесты; 2 балла — в общении использует языковые средства, но затрудняется в передаче интонационной выразительности мысли, использует только жесты или мимику; 1 балл — речевое общение ребёнка интонационно не окрашено, отсутствуют жесты, мимика и пантомимика. В. 3 балла — ребёнок знает разнообразные вежливые формы речи и умеет ими пользоваться. При общении в поведении ребёнка преобладают социально приемлемые формы; 2 балла — знает, но не использует вежливые формы речи, обращения к собеседнику; 1 балл — не пользуется вежливыми формами речи. 4.2. Критерий: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие речевого творчества 4.2.1. Показатель: все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая формы связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности Материалы: сюжетная картинка «Кошка с котятами», предметные картинки, на которых изображены шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата1; кукла, мяч. Инструкция и оценка: Воспитатель группы предлагает задания2 каждому ребёнку индивидуально (беседа не должна превышать 15 минут). Если диагностика проводится незнакомым взрослым, 1 См.: Дидактические материалы. 2 Развитие речи детей 3–4 лет: программа: методические рекомендации: конспекты занятий : игры и упражнения / Авт.-сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Вентана-Граф, 2005.65 то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы они вступали в речевое общение с удовольствием. Задания необходимо давать в интересной, интонационно выразительной форме. 1-я серия заданий (словарь и грамматика) Воспитатель показывает ребёнку куклу, задаёт вопросы и предлагает задания в определённой последовательности. 1. «Как зовут куклу? Придумай ей имя»: 3 балла — ребёнок называет имя в предложении («Я хочу назвать её Марина»); 2 балла — даёт кукле имя (одним словом); 1 балл — не даёт имя (повторяет слово «кукла»). 2. «Скажи, какая Марина?»: 3 балла — называет два слова и более («красивая, нарядная»); 2 балла — называет одно слово («хорошая»); 1 балл — не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»). 3. «Что на ней (Марине) надето?»: 3 балла — самостоятельно называет более двух предметов одежды («в зелёном платье, белых носочках»); 2 балла — отвечает с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» («Это — носочки, это — платье»); 1 балл — показывает предметы одежды, но не называет. 4. «Как назвать одним словом?» (педагог называет: «Платье, носки — это?..»): 3 балла — называет обобщающие слова («одежда, вещи»); 2 балла — называет другие виды одежды («трусики, колготки, кофта»); 1 балл — повторяет слова, которые назвал педагог («платье, носочки»). 5. «Какая одежда на тебе?»: 3 балла — называет более двух слов («рубашка, майка, брюки»); 2 балла — называет два предмета одежды («сарафан, майка»); 1 балл — называет только одно слово («платье») или включает в перечисление обувь («тапочки, туфли»). 6. «Что делает Марина?» (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею): 3 балла — называет все действия; 2 балла — называет два действия («встала, подняла руку»); 1 балл — называет одно слово-действие («стоит» или «сидит»). 7. «Что можно делать с куклой?»: 3 балла — называет более двух слов («укладывать её спать, качать, играть с ней»); 2 балла — называет два действия («катать в коляске, кормить куклу»); 1 балл — называет одно слово («играть»). 8. «Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села»: 3 балла — использует обращение и формы речевого этикета («Марина, встань, пожалуйста»); 2 балла — называет два глагола в повелительной форме («встань, сядь»); 1 балл — называет действия не в требуемой форме («встать, сесть»). 9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это.... Она... Её зовут... У неё есть.... С куклой можно...»: 3 балла  — заканчивает все предложения («…кукла», «…красивая», «…Марина», «… красное платье, белый бант», «…играть»); 2 балла — заканчивает два предложения; 1 балл — называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает о своей кукле). 2-я серия заданий (словарь и грамматика) 1. «Какой мяч?» (педагог даёт мяч в руки ребёнку): 3 балла — называет два признака и более («круглый, резиновый»); 2 балла — называет одно слово; 1 балл — не называет качеств, говорит другое слово («играть»).66 2. «Что с ним можно делать?»: 3 балла — называет более двух слов (глаголов) («подбрасывать, в футбол играть»); 2 балла — называет два действия («играть, бросать»); 1 балл — называет одно слово («играть»). 3. Взрослый задаёт вопрос после действия. Бросает ребёнку мяч и обращается к нему — тот отвечает: «Что я сделала?.. А ты что сделал?.. Теперь ты бросай. Что ты сделал?.. А я что сделала?..»: 3 балла  — называет все глаголы в нужной форме («бросила», «поймал», «бросил», «поймала»); 2 балла — называет два-три глагола правильно; 1 балл — называет только одно действие. 4. Составление рассказа про мяч. Педагог начинает, ребёнок продолжает: «Это... Он... Мяч можно... Я люблю...»: 3 балла — заканчивает предложение, называя два-три признака и действия («…мяч», «…круглый, синий», «…катить, ловить, бросать», «…играть с мячом»); 2 балла — называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым; 1 балл — не может закончить предложение, начатое взрослым. 3-я серия заданий (грамматика и связная речь) 1. Воспитатель спрашивает у ребёнка, показывая на кошку: «Кто это? Какая она?»: 3 балла — самостоятельно отвечает («Это — кошка, у неё котята. Кошка чёрная»); 2 балла — отвечает по вопросам педагога; 1 балл — описывает своего кота (из опыта) («У меня есть кот Мартын, он очень толстый»). 2. «Как назвать детёныша кошки?»: 3 балла — называет правильно — единственное число («котёнок»); 2 балла — вместо единственного называет множественное число («котёнки»); 1 балл — не может выполнить задания. 3. «Когда много детёнышей, как сказать?»: 3 балла — называет правильно — множественное число («котятки, много котят»); 2 балла — вместо множественного, называет единственное число («котёночек, котик»); 1 балл — не может выполнить задания. 4.  Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а  котята...; у кошки хвост длинный, а  у котёнка...; кошка бегает быстро, а  котята...; кошка-мама мяукает громко, а котята». 3 балла — правильно называет все слова с противоположным значением («…маленькие», «…короткий», «…медленно», «…тихо»); 2 балла — называет два-три слова; 1 балл — называет одно слово. 5. Совместное рассказывание: педагог начинает, ребёнок продолжает: «Это... Она... У кошки есть... Кошка любит...»: 3 балла — заканчивает все предложения («…кошка», «…большая», «…котята», «… своих котят, играть, лакать молоко»); 2 балла — заканчивает два-три предложения; 1 балл — называет одно слово. 4-я серия заданий (связная речь) 1. «Как одним словом назвать куклу, мяч?»: 3 балла — называет обобщающее слово («игрушки»); 2 балла — перечисляет названия («Катя, мяч»); 1 балл — говорит одно слово («кукла»). 2. «Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем»: 3 балла — составляет рассказ из личного опыта («У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж»);67 2 балла — перечисляет игрушки; 1 балл — называет одну игрушку. Задание 5 (связная речь). Взрослый предлагает ребёнку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про Курочку Рябу? Расскажи её»: 3 балла — пересказывает сказку самостоятельно; 2 балла — рассказывает по вопросам воспитателя; 1 балл — называет отдельные слова. Задание 6 (звуковая культура речи). Ребёнку показывают предметные картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты, он их называет. Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит. 3 балла — не произносит только сложные сонорные звуки; 2 балла — не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие, или свистящие; 1 балл — не произносит ни сонорные, ни шипящие, ни свистящие. Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности оценки помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III — ниже среднего. 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребёнком самостоятельно. 2 балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. 4.3. Критерий: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы 4.3.1. Показатель: проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг Материалы: книги (детские и взрослые), таблички с названиями станций. Инструкция: детям предлагаются здания во время непосредственной образовательной деятельности. Проводится игра-путешествие в «Страну любимых книг». Дети «путешествуют» по станциям. Станция 1. «Любители книг» Педагог задаёт вопросы: «Кто из вас любит книги? Кто из вас любит их слушать, рассматривать, читать?» Далее детям предлагается нарисовать любимую книгу. Станция 2. «Сказочная» Педагог задаёт вопросы: «Расскажите, что вам больше нравится: рассказы или сказки? Почему? Какие сказки вы помните? Назовите их. И какие рассказы слышали? Предлагаю вам послушать новую сказку». Педагог читает новую, неизвестную детям короткую сказку. Станция 3. «Литературные Знайки» Педагог задаёт вопрос: «Во всех книгах напечатаны художественные произведения. Какие художественные произведения вы знаете? Какие книги есть у вас дома и в вашей группе?» Проводится игра «Кто больше книг назовёт». За каждый ответ даётся фишка. Станция 4. «Библиотекари» Педагог задаёт вопросы: «Какие книги любят дети? Какие сказки, стихи и рассказы им нравятся? А какие книги любят читать взрослые? Давайте представим, что мы с вами библиотекари. Расположите книги по разным полкам: детские сказки, рассказы, стихи и взрослые. Проводится игра «Библиотекари». За каждое правильное расположение книги ребёнку даётся фишка. В конце игры-путешествия оцениваются результаты выполнения заданий. Оценка: 3 балла — характеристика развития проявляется ярко; 2 балла — проявляется нестабильно, неустойчиво, ребёнку требуется поддержка; 1 балл — почти не проявляется.77 Характеристика уровней речевого развития детей 3–4 лет Высокий уровень (87–58 балла)  — ребёнок выражает свои мысли с помощью различных языковых средств, речь интонационно окрашена; адекватно использует мимику, пантомимику и жесты. Знает и умеет пользоваться разнообразными вежливыми формами речи, при общении преобладают социально-приемлемые формы поведения. Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет короткий рассказ совместно со взрослым. Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки, составляет рассказы из своего личного опыта. Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, знает разные значения многозначных слов, понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда). Правильно согласует существительные и прилагате

17 августа 2021 в 14:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.